вторник, 19 мая 2015 г.

Бабушкина вышивка \ Grandmother’s embroidery


Многих из нас к рукоделию приучили наши любимые бабушки. И меня в том числе. Именно бабушка научила меня держать в руках иголку и спицы. Меня она воспитывала под девизом: «Ты должна всё уметь, ну, может, не всё делать…»
Сколько помню свою бабушку, никогда, ну просто ни одной минуты в своей жизни, не сидела она без дела – мастерица была на все руки: и пряла, и ткала, и вышивала, и вязала, а какие пироги пекла! Пока не овдовела пекла караваи на все деревенские свадьбы… Бабушки нет с нами уже несколько лет, но чем старше я становлюсь, тем чаще вспоминаю её. И этот пост посвящаю тоже ей – моей Марии Матвеевне, а ещё хочу показать вам некоторые из её работ (те, что попались мне на глаза в бабушкином доме, когда мы ездили с мамой в деревню). Ниточки со временем полиняли, полотно местами истончилось и порвалось, но расстаться с этими милыми вещами, хранящими тепло бабушкиных рук, даже не приходит в голову.
Величественные олени украшали стену в зале («пэрэдня хата», как называла его бабушка:) В детстве мне казалось, что эта картина просто огромная, а сейчас вспоминаю это с улыбкой.



«Тройка» - эта вышивка висела в спальне и я частенько просила бабушку рассказать, кто это едет на саночках, и куда они едут… Каких только сказок не сочиняла бабушка «по мотивам» (лишь бы только дитятко скорее уснуло ))))


А это вещи чисто утилитарные: накидка, защищающая телевизор от пыли, салфеточка на радиоточку, подзор на кровать.




 
Несколько дорожек, подвешиваемых на стену на кнопках - как альтернатива картинам в рамах :).

Эта дорожка была у меня всегда особо любимой.
К сожалению местами порвалась. Даже не знаю, 
как можно сохранить её от дальнейшего разрушения.
 

 
Когда-то эти вещи активно использовались, а сейчас хранятся как память. И с каждым днём их значимость для меня становится всё большей: это частичка моей памяти, моего детства, рукодельная история моей семьи… Частичка, которой я делюсь с вами...

P.S.За качество фото простите – фотографировала телефоном и на бегу :)


46 комментариев:

  1. Какая бабушка молодец, что передала свое умение дальше. Это очень важно! Сейчас мы смотрим на ее работы и вспоминаем, смотрим на твои вышивки, Наташа, и восхищаемся!
    Жизнь идет, а память живет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля! У нас, знаешь, как-то умения эти передались - через поколение, потому что мама моя рукоделие воспринимает только в виде готовых работ, висящих на стеночке в рамочке )))))

      Удалить
  2. "Тройка" по стилю напоминает м/ф о царе Салтане)) ; бабушки для меня всегда - хранители сказочной информации!
    Спасибо,Наташа, за такой добрый пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлечка, спасибо! Да, кто-то а бабушки сказок знают - немерено. И даже новые придумывают :) Спасибо тебе, дорогая за открыточки! Вчера получила и очень-очень обрадовалась!

      Удалить
  3. Ох, навеяло... у моей бабули похожая тройка вышитая висела на стене в веранде... в рамке под стеклом. И рушники вышитые были... много... потом, когда бабушки с дедом не стало, папа перед продажей дома отдал все другу, который коллекционирует предметы сельского быта... тогда мне было не жаль... это потом нахлынуло, с возрастом... все что осталось от бабушки - швейная машинка Singer 1901 года... еще пробабкина... и она до сих пор шьет... капризничает, но шьет) с ней не расстанусь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, ничего удивительного :) Ведь тогда не было такого разнообразия вышивальных дизайнов, как сейчас. Вышивки передавались из рук в руки, и вышивались не с бумажных схем, а прямо с готовых работ. С возрастом мы, действительно, становимся более сентиментальными и ощущаем связи с близкими людьми гораздо сильнее, чем в юности. Тебе достался настоящий раритет! Даже если шить перестанет (хотя это навряд ли) - будет прекрасным украшением интерьера )))

      Удалить
  4. спасибо за рассказ и фото, тоже люблю бабушкины и прабабушкины вышивки (кстати, надо их сфотать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я люблю :) Юля, надо! Фотграфируй и приглашай в гости!

      Удалить
  5. Очень душевно. Прочитала и расстрогалась. Тоже храню бабушкины вышивки, все собираюсь в новые рамочки их поместить. Это же настоящие шедевры. Тогда ведь схемы не продавались готовенькие в магазине, а перерисовывались друг у дружки, хранились в альбомах. Сколько в них вдохновения и труда вложено. Они несут любовь и добро. Ах, как жаль, что понимание этого приходит часто поздно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, ты права, эти работы, действительно, наполнены безграничной любовью и добротой. Они тёплые и живые, просятся в руки. Я даже хотела одну из бабушкиных вышивок вышить заново (только пока руки не дошли).

      Удалить
  6. Люблю такие посты! Бабушка мастерица!!!
    Вот, если интересно, вышивка моей бабушки: http://tanyatouch88.blogspot.com/2014/10/blog-post_99.html
    http://tanyatouch88.blogspot.com/2014/08/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо! С удовольствием сходила и посмотрела на вышивки твоей бабушки - роскошные вещи! Береги их! Кружево - просто моя любовь! Мне тоже небольшой кусочек достался, только в гораздо худшем состоянии :(

      Удалить
  7. Прекрасно! Наташа, какая ты молодчина! Ты унаследовала не только материальные красоты своей бабушки, но и самое ценное - умение самой все так же аккуратненько и с большой любовью делать! Я держала в руках твои работы и понимаю теперь - откуда эта трепетность в отношении к каждому шовчику, откуда то чувство цвета и стиля, откуда та любовь, что пропитывает все созданные тобой вещи! Молодчинка! Так держать! Храни этот СКАРБ и не теряй связи с тем богатством, которое оставила тебе твоя бабуля!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олюшка, спасибо! Наверное, так и есть - с детства окруженная всей этой красотой, я и представить не могла, как можно делать по-другому :) Это уже на подсознательном уровне ))) А может ещё и бабушкина установка свою роль сыграла - она учила меня всё делать хорошо и основательно. Не додумалась забрать с собой в город, а то принесла бы на твой МК - показать вживую.

      Удалить
  8. Я тоже храню мамины и бабушкины работы с вышивкой и в технике ришелье. Это память,это связь.
    У наших родных была непростая жизнь, но все же был интерес к прикладному творчеству и они украшали свой дом.
    Действительно многие работы похожи, так как источников было мало и все копировали . Мне также хочется сохранить вышивки, кое-где от использования перетерлись ниточки и ткань. Я только все выстирала, отутюжила и сложила .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у нас хранятся стопочкой, а хотелось бы (хотя бы некоторые) если не использовать в быту, то оформить как-то, чтобы можно было не прятать в шкафу, а выставить для обзора.

      Удалить
  9. Наташа, очень трогательный пост! Бабушка твоя была настоящей мастерицей! У меня тоже хранится бабушкина "дорожка" с цветами, и тоже местами порвалась и истончилась, и пятна темные на ней проступили. Думали-думали с мамой, как ее можно спасти, но пока что идей никаких)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо! Я вот думаю, может просто в красивый белый багет под стекло? Ту, самую любимую?

      Удалить
    2. Наташ, да можно! Она у тебя в лучшем состоянии, чем наша)))) Я еще помню видела у Светланы Фатеевой в блоге, она вырезала паспарту по контуру вышивки, и смотрится неплохо, и получается что видно только вышивку...как вариант для таких стареньких работ. Вот здесь: http://ostrov-svetlanafateeva.blogspot.ru/2015/03/blog-post_23.html

      Удалить
  10. Наташа! Какие сложные работы и очень красивые. Все закладывается в детстве, теперь понятно откуда у тебя умение, стремление и творческий вкус. Спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Да уж, сложности в них хватает, особенно для меня, воспринимающей гладь как что-то космическое ))) А в таких вещах, которыми каждый день пользуешься надо не только красиво вышить, но и изнанку сделать такой аккуратной, чтобы не было стыдно, если она вдруг откроется )))

      Удалить
  11. Меня безмерно поражает, как люди в те далекие и сложные времена столько душевного тепла отдавали вышивке! Ведь это не просто взял одну из целого изобилия схем, не просто купил все по ключу ниточки в ближайшем магазине... Это было целое искусство подобрать нужный цвет, найти и бережно перерисовать схему (а то и нарисовать самому по картине). Снимаю шляпу и низкий поклон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оля, наши "мучения" с подбором ниток к какому-нибудь дизайну - это просто мелочь по сравнению с тем, как творили наши бабушки: мы выбираем из многообразия, а они искали хоть что-нибудь...

      Удалить
  12. Тоже храню мамины старые вышивки и схемы. Ниточки все подбирались, да ещё и не достать было! Покупали сразу много. До сих пор лежат мамины нитки мулине 50-60х. Всё хочу сделать что-то типа рукодельного архива, но и руки не доходят. и придумать не могу, как это всё богатство разместить: в коробках? Это кружево, а вышивку? Всё в рамочки и паспарту не вложить - вещи были большие- скатерти, подзоры, наволочки....Жаль, что сундук в современную квартиру не поставить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, какие у вас запасы! Да, с хранением проблематично... вещи-то в основном утилитарные были, те, что использовались активно, а в современных интерьерах их и пристроить некуда...

      Удалить
  13. Замечательные работы! Как здорово. что Вы их сохранили. Через такие вещи очень чувствуется связь поколений.

    ОтветитьУдалить
  14. очень трогательно, у меня такая же бабушка была, вещами такими дорожу, жаль что они очень далеко сейчас(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристинка, главное - не забывать! Пусть и далеко, но частичка их есть в твоём сердце.

      Удалить
  15. Я тоже помню у бабушки на кроватях,подушках,телевизоре и возле икон вышивку!Даже помню вышитое покрывало пробабушки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, наши бабушки старались, как могли, украсить свои простые и небогатые дома. И пусть жизнь в то время была не лёгкой, зато сколько душевности было!

      Удалить
  16. Наташ, читала и глаза наполнялись слезами... очень всё близко и трогательно! Как хорошо, что есть кого ТАК вспоминать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, ты меня расстрогала... кто меня вспоминать будет?...

      Удалить
    2. Мы можем сделать для этого всё возможное и даже невозможное! Я верю!

      Удалить
  17. Какая бабушка мастерица! Роскошные работы!

    ОтветитьУдалить
  18. Так вот она та картина с оленями :) как красиво все и так душевно... спасибо тебе за знакомство со своей бабушкой... мастерица! мне тоже очень нравятся их те вышивки и атмосфера и то чувство, которое они вкладывали, чтобы украсить свой дом...
    моя бабушка так сама рисовала, а потом вышивала голубей.. и цветы разные гладью... вязала кружева, ткала, очень берегу все это, что удалось сохранить...
    Наташ, все жду твой адрес...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это именно она :) И твоя бабушка молодец! Вообще, наверное в то время редко можно было встретить женщину, которая не умела рукодельничать. Очень здорово, что мы можем поддержать традицию, заложенную нашими бабушками! А адресок я тебе уже написала :)

      Удалить
  19. Наташа, так душевно написано. С таким удовольствием читала, спасибо. и тоже воспоминания бабушкиного дома и сказки по картинам на стене, воспоминания из самого раннего детства.

    ОтветитьУдалить
  20. Окунулась в атмосферу детства... Представила лето, солнечные блики и тени от деревьев в комнате... тепло, душевно... счастье...

    ОтветитьУдалить
  21. Здорово! История! Хорошо, что с нами поделилась красотой и в блоге сохранится!

    ОтветитьУдалить
  22. вот умничка , и я храню бабушкині творения)

    ОтветитьУдалить
  23. Наташа, как хорошо, что сохранились работы бабушки! Ее тепло, часть души остались в них...
    Я тоже храню работы бабушки. Здорово, когда остаются такие вещи в семье.

    ОтветитьУдалить